Ведущие рассказывают
Денис Швецов: Что делать с эмоциями?
В том том, что же такое эмоции и откуда они берутся, сегодня разбираются Марианна Збронская и Денис Швецов.
Откуда берутся эмоции?
M.: Насколько мне известно, сушествует три основных источника, запускающих эмоциональные процессы.
Во-первых, эмоции могут быть вызваны внутренними нейронными и нервно-мышечными процессами. То есть за изменение или особенности эмоционального фона может отвечать:
1) гормональная система организма,
2) естественно вырабатываемые нейромедиаторы,
3) наркотические препараты,
4) собственное экспрессивное поведение, в том числе мимика и пантомимика (не зря же говорят: чтобы утром поднять себе настроение — улыбнись себе в зеркало)
5) телесные особенности (трудно все время носить с собой напряженные плечи и ходить на напряженных ногах, например)
6) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.
Во-вторых, эмоции могут быть вызваны другими эмоциями или удовлетворением /неудовлетворением базовых потребностей, таких как голод, избегание боли, половое влечение, усталость.
В-третьих, эмоции могут запустить некоторые процессы мышления (когнитивные процессы):
1) оценка, например, когда какие-то события в жизни определенным образом, объективно или в силу привычки, оцениваются человеком как «хорошие/плохие», «полезные/бесполезные», «опасные/безопасные»;
2) память, например, когда события в жизни напоминают те, которые когда-то вызвали определенные эмоции или воспоминания сами по себе вызывают какие-то чувства;
3) приписывание человеку или ситуации каких-то качеств, исходя из субъективных представлений о мотивах его поведения, например: «он не принес мне кофе в постель, потому что он меня не любит» — повод для страдания и обид;
4) предвосхищение поступков другого человека, событий или результатов их влияния, например: «я позвонила ему первая, и теперь он, наверняка, думает, что я... (далее в зависимости от творческих возможностей говорящего)» — соответственно и эмоциональная реакция.
На мой взгляд, важно знать, что эмоция может быть вызвана непосредственно физиологическими процессами или эмоциональными процессами более низкого уровня. Кроме того, хорошо бы учитывать тот факт, что реакция человека на собственные эмоции тоже играет важную роль в протекании и регуляции эмоционального процеса.
И ещё, переживание эмоции само по себе может влиять на характер и содержание мыслительных процессов.Д.: Я считаю, что эмоции рождаются двумя способами. Первый способ — это внутренняя оценка. А именно — когда нейтральные в общем-то факты окружающего мира как-либо трактуются человеком, и после этого, в зависимости от трактовки, человек испытывает эмоцию. Ну, например, выходит человек на сцену, а зрительный зал смеется. Если выступающий расценил это событие (смех зала) как насмешку над собой, то, возможно, он расстроится и стушуется. Если воспринял как «дружеское расположение» зала и знак хорошего настроения — почувствует прилив бодрости и хорошего настроения. Хотя факт — один и то же: смех зала. Второй способ возникновения эмоций — по ассоциациям. Например, когда-то звучавшая мелодия сопровождала радостное событие в жизни человека. И тогда, если эта мелодия зазвучит вновь, ассоциативная связь может вызвать ту радостную эмоцию, которая была раньше. То же касается и ассоциативных неприятных эмоций. Причем, порой мы не помним конкретного события, когда была «создана» ассоциация, но действие ассоциаций от этого не становится слабее. Наоборот, возникает ощущение, что «эмоция сама возникла».
Есть, разумеется, еще такие немаловажные факторы, как общий уровень здоровья и работа желез (что сильно влияет на общий эмоциональный фон), но, на мой взгляд, физиология — это лишь предпосылка, а что с этим делать — это уже наше с вами дело.Надо ли эмоциями управлять, или лучше научиться их проживать «как есть»?
Д.: Эмоциями, на мой взгляд, управлять надо. Более того, мы эмоциями и так управляем. И различие лишь в том, управляем ли мы «с открытыми глазами» или «как будто это не я». Задача — научиться видеть и осознавать, как мы эмоции создаем, и после этого — поставить это важное дело себе на службу. Т. е. — речь идет не о «контроле эмоций» (когда они подавляются, хотя внутри «все кипит», например), а именно об управлении самим процессом их рождения. Более того, «проживание эмоций как есть» не является противоположностью управления. Для того, чтобы с эмоцией совладать, нужно сначала ее принять. Т. е. — осознать и даже прожить. Это снимает накал, это позволяет лучше прочувствовать собственное состояние и, соответственно, лучше им «рулить».M.: Практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, трансформировать её. Например, врожденный механизм проявления гнева — оскал, демонстрирующий готовность укусить противника, однако, многие люди, наоборот, стискивают зубы и поджимают губы, испытывая гнев. На мой взгляд важно иметь доступ к собственным чувствам, осознавать их и учиться выражать их — а не другие, которые как часто кажется «должны» быть в этой ситуации — выражать их социально адекватными способами. Что же касается управления, то мы безусловно можем научиться управлять теми процессами мышления, которые часто являются источниками эмоций, однако иногда это требует много сил, времени и серьезного углубления в детские переживания, поскольку многие эмоции действуют сейчас исключительно в связи с тем, что в детстве что-то пошло не так, чего-то не хватило или было слишком много.
Реально ли полностью подчинить внутренний мир собственной воле: когда хочу, тогда включаю любое настроение?
M.: Наверное, это возможно, вот только вопрос, стоит ли игра свеч?
Как правило процесс такого подчинения связан с включением защитных психических механизмов, таких как подавление, интеллектуализация и расщепление — механизмы эти, как известно, не самые эффективные из возможных защит, а усилий на их включение и поддержание требуется много.
Кроме того, такие «волевые» люди не всегда, но часто бывают неспонтанны, слишком предсказуемы, вызывают у близких чувство тревоги, неопределенности и теряют искренние близкие отношения (при этом, надо сказать, официальные и общесоциальные связи могут не только не пострадать, но улучшиться)
Или, в случае, если нервная система не выдерживает таких волевых нагрузок (а особенности нервной системы, так называемая психическая конституция, штука врожденная), то следующим их адресом становится приемная психиатра.
Так что:
«Думайте сами, решайте сами,
Владеть или не владеть...»Д.: Я думаю, что это реально. По крайней мере, это подтверждает мой собственный опыт. Повторюсь: мы и так включаем любое настроение сами. Главное — понять, как мы это делаем, и продолжать уже осознанно.
Есть ли у человека врожденные эмоции, которые он не может изменить?
Д.: То, что у человека есть изначально, я не берусь назвать именно эмоциями. Скорее — базовые реакции. Телесные: сжатие (как реакция на опасность) и распрямление (как сопровождающая реакция физиологической активности). Крик — тоже одна из основных реакций (а как еще малышу сообщать миру о своих потребностях?). Но те эмоции, которыми мы в основном и пользуемся при общении друг с другом, представляют собой разученные культурные образцы. Ребенку они не свойственны, это наш способ донесения информации друг другу. И именно такие эмоции чаще всего являются предметом рассмотрения при психологических консультациях и предметом беспокойства многих людей (имею здесь в виду неприятные эмоции). И хорошо, что все исправимо.M.: Я бы сказала, что существует некий набор фундаментальных или базовых эмоций, которые одинаково проявляются у представителей разных культур, проживающих на разных континентах и которые обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, это не значит, что в психике человека есть какие-то незыблемые структуры: мы уже говорили о том, что, взрослея, человек научается в той или иной мере управлять врожденной эмоциональностью.
Мне думается, что здесь можно говорить не столько об изменении самих эмоций, сколько об изменении способов или времени их внешнего выражения, а гневаться, радоваться, печалиться, испытывать отвращение, любопытство, интересоваться и бояться — это нормально и естественно для человека.
Важно просто помнить, что какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения слишком серьезны, чтобы их игнорировать.
Николай Иванович Козлов: Бизнес сегодня единственный реальный воспитатель в России
Александра Левина: Как перебороть неуверенность в себе и страх перед мнением окружающих.
Николай Иванович Козлов: Решаем проблему: «Привычка болеть» - как от неё избавиться?
Павел Зыгмантович: Как стать сильным мужчиной, обладая интеллигентным внешним образом?
Павел Зыгмантович: Понятие «семья» сейчас не в моде. Современным людям она больше не нужна?
Владимир Виноградов: Чем семья отличается от просто совместного проживания?
Марина Смирнова: Все твердят «семья – это главное», а если семьи нет и не предвидится, что делать?
Денис Швецов: Если уже страшно, можно ли экстренно что-то сделать, чтобы прийти в себя?
Светлана Бородина: Если страх это нормально, зачем с ним бороться?
Дмитрий Устинов: Можно ли сделать так, чтобы страх вообще не возникал?
Николай Иванович Козлов: Можно ли и нужно ли дружить с партнерами по бизнесу?
Владимир Виноградов: Каковы основные принципы делового общения?
Николай Иванович Козлов: Чем, на ваш взгляд, современное поколение отличается от предыдущих?
Денис Швецов: Проблемы современного поколения и способы их решения
Дмитрий Устинов: Как вы считаете, современное поколение смелее, упорнее предыдущих?
Павел Зыгмантович: «Золотая свадьба», или как родился тренинг о любви
Татьяна Мужицкая: Новый тренинг «Отношения с деньгами»: для тех, кто хочет большего
Денис Швецов: Нужно ли рисковать тем, что уже есть, чтобы добиться большего успеха?
Николай Иванович Козлов: Каждый ли человек может добиться успеха или это удел избранных?
Марина Смирнова: Внутренняя красота – что это? И как можно её обрести?
Павел Зыгмантович: Как правильно приучать себя к зарядке и бегу по утрам?
Денис Швецов: Как заставить себя перейти от сидячего к активному образу жизни?
Николай Иванович Козлов: Как приучить себя вести активный и здоровый образ жизни?
Владимир Виноградов: Почему мы постоянно наступаем на одни и те же грабли?
Ольга Паратнова: Как научить сотрудников работать с удовольствием?
Виталий Пичугин: Почему люди часто работают сверх положенного времени? Что заставляет их это делать?
Денис Швецов: Возможно ли получать удовольствие от любой работы?
Владимир Виноградов: Как понять по собеседнику, что он чувствует и как относится к вам?
Марианна Збронская: Как радовать и вдохновлять мужчину каждый день?
Ольга Паратнова: Неизвестные факты: Интересный случай с Тренинга тренеров
Владимир Виноградов: Как сохранить гармоничные отношения в семье?
Николай Иванович Козлов: Путь успеха: технологии эффективного лидерства
Павел Зыгмантович: Секретная женская тайна: что на самом деле нравится в мужчине
Павел Зыгмантович: Чего хотят женщины: как порадовать любимую?
Денис Швецов: Как побороть усталость или волнение в ситуации, когда нужна предельная внимательность?
Евгения Этерман: Неизвестное о детских и юношеских тренингах Синтона
Светлана Бородина: Почему в Мещере курс ЭГ наиболее эффективен?
Татьяна Мужицкая: Неизвестные факты о тренинге «Самореализация»
Владимир Виноградов: Какая работа лучше – стабильная или творческая?
Владимир Раковский: Над чем должна поработать женщина, чтобы ее индивидуальность заметили?
Евгения Этерман: Как по мочь ребенку развить свою индивидуальность?
Татьяна Мужицкая: Все говорят «Будь собой». Что это значит, и как этого добиться?
Ольга Паратнова: Что ждет участников тренерского тренинга в Мещере?
Владимир Виноградов: Интервью с Владимиром Виноградовым о проекте.
Виталий Пичугин: Почему люди так часто не понимают друг друга?
Владимир Виноградов: Как НЛП может помочь лучше понять собеседника?
Павел Зыгмантович: Я всё откладываю «на потом» - что с этим делать?
Ирина Мирошниченко: Как перестать ревновать любимого человека?
Дмитрий Кошмин: Как вообще люди начали заниматься развитием и постановкой своего голоса?
Николай Иванович Козлов: Жизнь сложилась не лучшим образом и поводов для радости мало - что делать?
Владимир Виноградов: Как избавиться от привычки контролировать всё и всех?
Дмитрий Устинов: Кому полезен тренинг «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство»?
Марианна Збронская: О чём мечтают женщины, говоря «хочу быть счастливой»?
Ирина Мирошниченко: Как найти счастье, и понять, что оно твоё?
Марина Смирнова: Ценность семьи в современном мире утрачена навсегда или её можно вернуть?
Николай Иванович Козлов: Что важнее для человека – семья или работа? Можно ли их совместить?
Виталий Пичугин: Начало «новой жизни» провалилось – что делать?
Денис Швецов: Как морально подготовиться к важному собеседованию?
Владимир Виноградов: Кажется, окружающие говорят на другом языке - как до них достучаться?
Николай Иванович Козлов: Меня никто не понимает – что делать?
Виталий Пичугин: Любимый человек меня не понимает – как нам договариваться?
Виталий Пичугин: Где искать ресурсы, чтобы выбраться из полосы невезения?
Татьяна Мужицкая: Если человеку хронически не везёт, что, скорее всего, он делает не так?
Владимир Виноградов: Как из полного неудачника превратиться в везунчика и баловня судьбы?
Денис Швецов: Можно ли распознать признаки начинающейся агрессии?
Николай Иванович Козлов: Всегда ли с возрастом ухудшается память или этот процесс можно остановить?
Ирина Мирошниченко: Неизвестные факты о тренинге «Энергия соблазна: от внутреннего к внешнему»
Ирина Мирошниченко: Где грань между вульгарностью и уверенностью в себе?
Владимир Виноградов: Неизвестные факты о тренинге: «Лидерский курс: выйди на новый уровень»
Виталий Пичугин: Как наладить отношения, если кажется, что человек не слишком высокого мнения о вас?
Николай Иванович Козлов: Сила воли руководителя – откуда берётся и в чём проявляется?
Павел Зыгмантович: о тренинге «Как создать и провести тренинг продаж»
Марина Смирнова: Быть мамой в современном мире стало сложнее, чем раньше?
Татьяна Мужицкая: Можно ли совместить успешную карьеру и воспитание детей – как это сделать?
Виталий Пичугин: Одинокая женщина с ребёнком – каковы её шансы построить личное счастье?
Татьяна Мужицкая: Не теряет ли человек, использующий НЛП-техники, свою индивидуальность?
Дмитрий Устинов: Говорить умеют все, зачем же заниматься речью отдельно на тренингах?
Владимир Виноградов: Какие побочные эффекты получают участники ваших тренингов?
Дмитрий Устинов: Какие «побочные эффекты» получают участники ваших тренингов?
Денис Швецов: Какие побочные эффекты получают участники ваших тренингов?
Павел Зыгмантович: «Главное для мужчины — дело». Что это значит и так ли это?
Владимир Виноградов: Как устроить правильный корпоративный праздник?
Денис Швецов: Чем хорош «Базовый тренинг» в интенсивном формате?
Ольга Паратнова: Какие вопросы волнуют современных руководителей
Марианна Збронская и Инга Гуркова: Почему люди лгут и можно ли перестать это делать?
Владимир Виноградов: Что лучше — «горькая правда» или «сладкая ложь»?
Владимир Раковский: Чем отличается хороший мужчина от не очень хорошего?
Борис Польгейм: У всех ли есть способности к ведению бизнеса?
Дмитрий Устинов: Как избежать манипуляций, основанных на желании нравиться всем?
Дмитрий Устинов: о тренинге «Манипулятивное влияние и защита»
Александра и Валентина Городецкие: о проекте «Зелёная кухня»
Григорий Королёв: о тренинге «Одиночество: от страха к мудрости»
Марианна Збронская: о тренинге «Там, на неведомых дорожках…»
Марианна Збронская и Светлана Миллер: Как произвести положительное впечатление в новом коллективе
Владимир Виноградов: Развенчание мифа «Горбатого могила исправит»
Светлана Бородина: О продвинутом курсе Эриксоновского гипноза
Ольга Паратнова: «Тренинги для руководителей: советы профессионала»
Н.И. Козлов: Как определять свои жизненные цели и не терять мотивацию при их достижении
Марианна Збронская: «Рождение женщины» - ответы на важные вопросы
Получайте свежие статьи и новости Синтона:
<<< Дарья Рязанова: Глубинная психология Марианна Збронская: О тренинге «Арт-мастерская» >>>