С.-Петербург +7(812) 642-5859 +7(812) 985-4517

Как воспитывать детей или почему мы выросли такими?


Автор: Козлов Н.И.

Николай Иванович Козлов, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренинги, статьи, книги, другие интервью

Н.И.Козлов

Как воспитывать детей или почему мы выросли такими?

Как же воспитывать своего ребёнка?

Огромное множество научных и популярных статей написано по этому поводу. Отнюдь не каждому хватит терпения и времени перечитать их все. А потом, ещё нужно всё осмыслить запомнить и понять что же на самом деле в них правда и что нужно именно Вам.. Это огромная и не всегда необходимая работа.

Профессиональный психолог, основатель учебного центра «Синтон» Николай Иванович Козлов, призывает руководствоваться здравым смыслом и даёт несколько крайне полезных советов:

Все очень просто: ребенок мал, а мир огромен. Малыш беспомощен, а родители — всесильны. Мир непонятен, а родители знают все.

Вот с этих основ и начинается вхождение ребенка в Мир, и именно родители, Старшие оказываются Всемогущими Волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают Картину Мира, понимание ребенком себя и окружающих, правила поведения и образцы взаимоотношений. От родителей он усваивает предписания, инструкции, запреты и разрешения, из которых и складывается позже СЦЕНАРИЙ ЕГО ЖИЗНИ.

Однако это — теоретическая психология. Практическая же начинается с конкретных вопросов: «Какие предписания и инструкции? Какие запреты и разрешения? Что конкретно и как родители закладывают в ребенка, что это для него значит и как нам к этому относиться?»
Итак, родители говорят, дети - слушают. К сожалению, Старшие плохо слышат, какие вещи они говорят.

  • Я понимаю маму, у которой уже нет сил терпеть, но послушайте ее текст и прикиньте, что откладывается в голове ее ребенка: «Паразит! Ведь назло же делаешь! Что ни скажу - все наоборот! У тебя ни стыда, ни совести!» - по-моему, это очень подробный инструктаж, и, видимо, достаточно скоро он будет прочно усвоен.

А вот ситуация моя, домашняя:

  • Ваня ударил Сашу. Бабушка, естественно, возмущена: «Ваня, ты же ненавидишь брата! Какой ты злой!» - старательно внушает она ему. Ваня стоит, внимательно слушает. Что он сейчас узнает о своем отношении к брату? О себе? Сначала, я думаю, ему все это странно слышать. Но если бабушка в этом так убеждена и будет повторять это часто, ему, видимо, придется в это поверить.

У нас в гостях молодая мама с двухлетним малышом. Ребенок прыгает на диване, но падает и ударяется. Он плачет, мама ему подсказывает: «Ух, какой плохой диван! Ты зачем ударил нашего Пашу? Мы тебя за это побьем!» - и стукает диван, приглашая к этому и Пашу. Паша охотно присоединяется. Теперь он знает, что надо делать, когда ему плохо. Чтобы на душе полегчало, надо начать бить...

  • Эту остроумную подсказку ребенку дает мама.

Образцы, предписания, инструкции ребенок находит не только в прямых словах родителей и других Старших. Он слышит сказки, учит стихи, поет песни, смотрит мультфильмы, - и, ставя себя на место Героя, идет вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат его знакомиться, дружить, мириться и прощать; правда, тут же грубить, ссориться и убивать.

  • Внимательно просмотрев сборники народных сказок, я понял, что читать их детям без основательной редакции просто опасно. Полагаю, что большинство родителей с нравственным чувством меня поймут.

Действительно, вот несколько проходных эпизодов. Идет Иван — крестьянский сын по лесу, заходит в избушку Бабы Яги, та его спрашивает: «Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь?» Отвечает ей Иван: «Ах ты, старая карга! Ты вначале доброго молодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом, старая, и расспрашивай!»

  • Вы действительно уверены, что так должен отвечать молодой человек старой женщине, к которой он зашел в гости?

А помните русскую народную сказку, где лиса нанялась к медведю плотником и построила курятник так хитро, что потом могла лазить туда каждую ночь? Я тоже осуждаю нечестную лису, но как я должен читать детям сказку, в которой медведь, узнавший про плутни лисы, «размотал ее по кочкам» (в одной редакции) и «убил» (в другой литературной редакции)?

  • Если русский народ считает, что так и надо, то я согласиться с этим не могу и не хотел бы, чтобы нечто подобное усваивали мои дети.

Или вот сказка братьев Гримм «Огниво». Мама спокойным, размеренным голосом читает детишкам: «Солдат рассердился и отрубил старухе голову». Вот так. Он рассердился, решил убить старуху, вынул саблю и отрубил ей голову. Это ведь даже не хулиганство, это убийство, проходящее по Уголовному кодексу любой страны.

  • Но мама продолжает читать сказку про героя-солдата, детишки ее слушают и усваивают, что надо делать, когда рассердишься.

Вольно или не вольно, мы своим поведением внушаем ребенку самые разнообразные вещи. Разобравшись с основными целями воспитания, вы сможете четче определить и способы влияния на ребенка. В тренинговом центре «Синтон» существует тренинг «Родители и дети: искусство жить вместе» на котором мы разбираем моменты, в которых происходит внушение, и показываем, как это внушение можно проводить более осознанно. Вы увидите дети — радость, когда вы знаете, что с ними делать!

Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Другие психологические статьи вы также можете почитать на сайтах:
http://nlplife.ru/
http://paratnova.ru/

Страницы: 1 Все

Николай Иванович Козлов, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренинги, статьи, книги, другие интервью



<<< Что говорит о вас ваше тело?     Арифметика успешности >>>

Все статьи...

Получайте свежие статьи и новости Синтона:

Наверх страницы

Наши Партнеры