С.-Петербург +7(812) 642-5859 +7(812) 985-4517

Роман с проектом: версия А. Шемякина


Автор: Шемякин А.

Александр Шемякин, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренинги, статьи

«Плохо спланированный проект требует втрое больше времени, чем предполагалось;
тщательно спланированный — только вдвое»
Компьютерные законы Голуба

О проектах (мягко говоря) не договаривают… И вроде написано много толковых книг, разработано несколько фундаментальных подходов (PERT, PMBOOK, PRINCE2 и т.п.), доступно с десяток версий программного обеспечения для управления проектами (MS Project, Atrium, Spider Project, Мегаплан и т.п.) . Но… Пока вы сами не влезете (по самые уши) в живой, масштабный (по вашим меркам) и амбициозный проект. Все вышеперечисленное для вас будет оставаться интересным (а порой очень скучным) чтивом или забавной игрой.

И каждый раз, вытирая пот по завершению проекта и с учащенным сердцебиением вспоминая финальные баталии с заказчиком и командой проекта… Вам будет казаться: «Ну теперь я точно тертый калач и постиг все азы управления проектами». А уже через месяц вы будете снова ошибаться, спотыкаться и открывать новые возможности «как это сделать лучше». Просыпаясь с ощущением: «Я знаю, что ничего не знаю…».

Вот и со мной один раз приключилась интересная история. На дворе была середина 2008 года. Мы 4 года работали и делали проекты связанные с автоматизацией и электроснабжением. У меня даже существовал (на тот момент) внутренний стандарт на управление проектами. Мне казалось на тот момент, что самое главное это найти крупный контракт и жизнь заиграет новыми красками. Для нас потолком была цифра в районе 10 — 12 миллионов за 1 проект. А как вы знаете, коллега: хотеть не вредно, вредно не хотеть… Нам подвернулся весьма состоятельный ЗЍ казчик (назовем его фирмой Х), который предложил проект (почти по нашей теме) стоимостью 58 миллионов рублей. Я был вне себя от счастья! Мы быстро посчитали сколько сможем на этом заработать и начали прикидывать перспективные направления для использования «шкуры не убитого медведя».

Копия подписанного со стороны Заказчика (точнее его большого Генподрядчика Y из столицы) договора пришла нам по факсу ровно 30 декабря. Новый (2009 год) обещал быть о-о-очень шоколадным! На этом моменте я хочу поставить на паузу свой рассказ и задать вам вопрос. На какую первую «проектную мину» я уже наступил?

Проектный миф №1: Главное схватить жирный куш (проект). И чтобы денег + объемов побольше…

Да, забыл сказать, по нашим джентельменским договоренностям… Наша (моя и партнера) компания должна была поставить оборудование и материалы на объект, оплатив их из личных средств. Говоря строительным языком, контракт не предусматривал аванса. «Всего ничего» на сумму около 20 миллионов рублей! Но, как только мы их (оборудование и материалы) привозили на объект – нам тут же переводили деньги вместе с нашей торговой наценкой. Это были клятвенные обещания (или мне так казалось) Генподрядчика Y. И мы прокредитовались… По наши м скромным подсчетам (в худшем случае) мы должны были обслуживать эту кредитную линию максимум 2 месяца. А при хорошем раскладе: 3 недели. Вы уже увидели вторую «проектную мину» на которую я тогда наехал?

Проектный миф №2: Самое важное в проекте: все тщательно распланировать и строго следовать базовому плану

Еще один нюанс. В рамках проекта мы делали 4 системы. 2 из них были нам «родными». Скажем языком профессионалов, это были для нас шаблонные проекты. А вот другие 2 системы наша компания делала в первый раз. Как люди умные, мы нашли субподрядчиков на эти работы. И начали… По своим (уже трижды переработанным) внутренним проектным стандартам и технологиям. Я даже нашел специально для этого проекта нового руководителя. С красивым опытом за плечами и достойным послужным списком. И снова люди внимательные увидели следующую засаду& hellip;

Проектный миф №3: Все что у вас получалось (технологии, методы) в прошлых проектах успешно можно перенести на новый и более масштабный.

А вот тут мой рассказ подошел к самому интересному (кульминационному) моменту… Я опущу некоторые интимные подробности.

  • Корректировка №1: По худшему финансовому сценарию нам должны были заплатить первые деньги (по нашим планам от 30 млн рублей) уже в конце января. И мы закрывали (опять же теоретически) кредитную линию с плюсовым финансовым потоком. По факту: первые 9 (а не 30) млн рублей мы получили… В конце июля. Для не внимательных: мы были прокредитованы не под самый лучший %. В проекте «заиграли» во всю риски, к которым мы были не готовы…
  • Корректировка №2: В контракте (с подписью и печатями) + по плану участников, стройка должна была закончиться через 4-5 месяцев. Однако, Генподрядчик вместе с Заказчиком постоянно что-то меняли, добавляли и вносили изменения. Проект плавно растянулся больше чем на 1,5 года. Чтобы обслуживать стройку и постоянные расходы нам пришлось «по дороге» еще пару раз прокредитоваться… Чтобы вы понимали масштаб, наш фонд оплаты труда тогда был в районе 2 млн рублей в месяц.
  • Корректировка №3: По ходу пьесы наша предварительная стоимость контракта (которая по клятвенным обещаниям Заказчика должна была возрасти в нашу пользу) снизилась на 6,5 миллионов. Причина: нашли ошибку в проектно-сметной документации и «вырезали» объемы. И нам еще «факультативом» добавили пару систем. За которые пообещали доплатить достойные деньги в конце проекта. И как вы догадались, снова наши ожидания не оправдались.


У меня тогда окончательно расстаял в голове следующий

Проектный миф №4: Когда что-то начало идти не по плану – сильно не напрягайтесь. Все обязательно образуется.

Угадайте, каков был итог этого замечательного и «грандиозного» (по нашим меркам) проекта с которого мы хотели заработать хорошие деньги?

  • Мне пришлось сменить 3-х руководителей проекта чтобы довести его до конца.
  • Компания была пару раз на грани «клинической смерти» и оживлялась с помощью «кредитного дефибриллятора»
  • Наша чистая прибыль «на выходе» составила около минус 5 миллионов рублей (прямых убытков)


И вы знаете (оглядываясь назад), я очень благодарен этому проекту и именно таким последствиям. Благодаря им, уже через 7 месяцев в проекте стоимостью в 2 раза меньше мы вернули все что потеряли.

Страницы: 1 Все

Александр Шемякин, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренинги, статьи



<<< Изменения в компании = внутренний проект     Разделение личной жизни и бизнеса >>>

Все статьи...

Получайте свежие статьи и новости Синтона:

Наверх страницы

Наши Партнеры