Я: карта и территория
Разбирая традиционную, казалось бы, дихотомию Карты и Территории, можно обнаружить много интересного. Для начала определимся с понятиями: Территория — это реальность сама по себе. Каждый из нас всегда находится на Территории — хочет он того или нет, просто в силу факта своего бытия. Карта — это ментальная репрезентация реальности. Можно упрощенно представить себе карту как GPS-навигатор, позволяющий предугадывать и интерпретировать, что же находится вокруг — аналогия достаточно точная. Человек с рождения занимается «ментальной географией» — составлением карты всего, что его окружает в жизни. Это разумно, целесообразно и оправдано с биологической точки зрения — поскольку позволяет ориентироваться в окружающем пространстве и принимать решения на основе внятных прогнозов. Человек без карты не способен прогнозировать последствия своих действий, он дезориентирован, надеется на чудо и помощь окружающих. Карта — это мировоззрение, обуславливающее восприятие реальности; для успешного существования человек стремится картографировать, «вписать в карту» все встречающиеся ему события[1 ] — с тем, чтобы делать в будущем все более и более правдоподобные предсказания. Однако есть Карты, структурно подобные описываемой Территории, а есть — радикально от нее отличающиеся. Карты бывают адекватными и неадекватными. Так же, как и GPS навигатор может показывать на экранчике те улицы, которые действительно окружают вас в реальности, а может быть сбит — и показывать другую территорию — или вообще «белое пятно». Существует ли нечто, выходящие за пределы карты? Бесспорно. Это ощущения (все, проистекающее от органов чувств). Карта — это лишь один из способов ориентации во внешнем мире — и даже для доступа к ней нужны определенные ощущения. В нашей аналогии — на GPS-навигатор нужно все-таки смотреть. Важнейшим инструментом помещения чего-либо на карту является язык. В том случае, когда язык оказывается явно недостаточным для выражения странных экзистенциальных ощущений, мы имеем дело с выходом за пределы карты. Чувствуя, соприкасаешься с объектами на территории, вступаешь с ними в непосредственные отношения восприятия. Пребывая на карте — планируешь, составляя прогнозы для будущих действий. Казалось бы, карта — оптимальное решение для ориентации в окружающем мире. И оно действительно прекрасно и эффективно. Но у любого решения есть свои ограничения… Как это выглядит в реальностиЕсть два основных способа сделать отношения между Картой и Территорией дисгармоничными:
Существование первых подобно ситуации нахождения пилота в авиа-тренажере — вроде бы и кнопочки в кабине настоящие, и все окружающее реалистично отображается на трехмерном мониторе — но полет ненастоящий, реального перемещения не происходит. Все ограничивается замкнутым пространством эмулятора. Вторые считают, что манипуляции с картой бессмысленны, поскольку все равно не будут затрагивать территорию. И действительно — изменение карты у них не приводит к изменению территории — их качеств и поведенческих стратегий. Обычно это закоренелые «практики» — не способные объяснить другим, как добиваться того или иного результата, даже если достигли его сами. Однако, есть и третьи — люди, которые нащупали способ изменять территорию, основываясь на изменении карты. Они действительно способны изменить что-то в реальности согласно заранее продуманному плану — и потом передать знание об этом другим. Если опять вернуться к нашей аналогии, мастерство заключается в том, чтобы идти, изредка поглядывая на карту или постоянно держа ее в уголке сознания, одновременно обращая внимание на реальную Территорию. Это подход «ощущая новое — заносить это на карту». Но такой подход предъявляет повышенные требования к точности карты. Фрактальность карты Для того чтобы карта была полной, в ней должна быть отражена модель самой карты и даже модель модели карты (она рекурсивна). Более того, эта рекурсивность является необходимой предпосылкой для появления сознания. Нет рекурсивности — нет сознания. Однако это приводит к еще большему удалению от Территории. Появляется различие между Территорией Я (какими структурами в действительности управляется мое поведение) и Картой Я (мое представление об этом). Тем самым, изменяя что-то на карте Я (перестраивая свои мысли насчет себя и каких-либо ценностей, целей и навыков), мы совершенно не обязательно меняем это в реальности. Именно поэтому «просто решения» (например, похудеть, бросить курить и т. д. ) не работают. Однако как-то все-таки люди меняются, причем произвольно (это обычно называют «силой воли», например, захотел — стал заниматься спортом по утрам, или стал вегетарианцем — и через некоторое время изменилась сама Территория Я). То есть существует специальный механизм изменения Территории Я в результате изменения карты — но ему необычайно сложно научить. Область, которая затрагивается при этом, как раз и составляет ядро рекурсии. Можно помочь другому переместиться, указав на карте какую-то конкретную точку, но научить самому процессу самостоятельного изменения карты в той ее области, которая приводит к изменению Территории Я, действительно сложно. Потому что подобная попытка будет базироваться на изменении карты карты. Обычно этот процесс является личным открытием человека — это и составляет суть самомотивации. Именно он отличает изменения, вносящие новые структуры в Я — рабочие изменения — от остальных — иллюзорных изменений, на уровне концепций. Ваша карта сбита! Чтобы лучше во всем этом разобраться, давайте проследим процесс освоения мира субектом в его онтогенетической перспективе. Когда ребенок только начинает создавать карту окружающего, на месте Я для него находится белое пятно. «Я» для ребенка в определенном смысле прозрачно, невидимо, он не принимает во внимание себя, не учитывает структуру себя. Затем, обычно в результате столкновения с неприятными и травмирующими событиями, он начинает понимать, что он Есть — как тело и как набор стратегий, управляющих этим телом, и игнорировать это обстоятельство невозможно. Если использовать нашу аналогию с GPS-навигатором, для того, чтобы не врезаться в бордюры и стены, ему нужно «чувствовать» границы своей машины. Т. е. поместить на карту адекватную репрезентацию собственных границ. И он начинает наносить на карту себя — размечать пространство, бывшее пустым, структурами, которые ассоциирует с собой. Сначала Я для ребенка — это то, что ограничено поверхностью кожи. Обычно этого достаточно для того, чтобы существовать в физическом мире, по крайней мере, не натыкаться на стены. Однако затем возникает инспирированный социумом вопрос о том, как делать те или иные вещи — достигать тех или иных результатов во внешнем мире (допустим, соседский мальчик Витя умеет кататься на двухколесном велосипеде, а я — еще нет). Для этого уже нужно иметь представление о своих стратегиях, а затем уметь их изменять. Это требует перестройки представления о Я, перехода к «кибернетическому» взгляду, с позиции которого Я — это не тело, а набор структур (стратегий, паттернов), управляющих поведением. Но структуры, в отличие от тела, невидимы. Такой подход предполагает получение информации о своих поведенческих проявлениях — с последующей корректировкой образа Я. Для этого ребенку необходимо составить карту карты — ведь точная карта, отражающая представления о мире — это основа для любых действий, фундамент, на котором покоится Я. Без корректного описания действия в окружении не могут быть устойчиво успешными. Итак, субъект начинает составлять карту карты, поскольку она является его частью. Однако сама попытка самоописания приводит к перестройке карты и изменению себя. Операция самопознания рекурсивна. При попытке описать Я, это Я в результате самой попытки автоматически перестраивается, ведь теперь оно должно включать в себя представление об описании Я, чего раньше (до попытки описания) не было. Самопознание без привлечения внешних инстанций — безумно сложная вещь (особенно для ребенка), увязающая в логических парадоксах — и поэтому практически нереализуемая. Так, маленький человечек оказывается еще больше сбит с толку и дезориентирован, если пытается самостоятельно выяснить что-то насчет своего Я. Зато «на помощь» в деле самоописания быстро приходит обратная связь от окружающих. Она не всегда истинна, иногда уничижительна, часто враждебна, однако позволяет выстроить внешнюю инстанцию оценки — и обрести хоть какую-то карту Я. Сориентироваться в мире. Это — способ развития, но это же и путь в ловушку, поскольку для корректного картографирования Я приходится выстраивать обобщенный образ Другого в качестве инстанции самооценки. Аналогом этого процесса может выступать стадия зеркала по Лакану — ребенок интериоризирует мнения окружающих (вставляет обобщенное представление о том, «что бы подумали обо мне окружающие», в карту) — это позволяет ему заранее корректировать свои действия, не натыкаясь на последствия, избегая тем самым санкций. В результате образуется то, что получило в психоанализе название Суперэго. Проблема только в том, что догадки на тему «что подумают окружающие», основываются на карте карты этих самых окружающих. Причем, всех! Несмотря на очевидную разницу во мнениях разных людей. Разумеется, это представление неадекватно реальности — более того, оно является самым мощным и шизофреногенным ограничителем способностей. Следовательно, важнейшим шагом вперед на пути личностного роста является распутывание этого запутанного клубка — избавления Я от инстанции Суперэго. Принципиально важным в этом деле является изменение способа — способа думать, ходить, почесываться, улыбаться, интонировать и т. д. Таким образом, самые продуктивные озарения в области личностного роста — озарения по поводу способа проявления себя. Здесь зарыт источник изменений и трансформаций личности. Это и есть точка влияния карты на территорию. Ментальная география и личностный рост Итак, суммируем — чтобы целенаправленно личностно расти, необходимо несколько вещей:
Принципиальным моментом является то, что в отличие от ребенка, который не знает себя — и поэтому может изменяться спонтанно, в любую сторону (он не планирует расти и не задает рамок и направления для роста), во взрослом возрасте (из-за социальных ограничителей и вследствие расширившегося горизонта возможностей) приходится меняться контролируемо, руководствуясь знанием себя и представлением о перспективных путях развития — и неперспективных. Но расти необходимо. Помните: невозможно остаться на месте — если вы не растете, вы погружаетесь, тонете, деградируете. Стабильность возможна только при условии постоянного роста. Удачи вам в личностных трансформациях! |
Страницы: 1 Все
<<< Характер НЛП для всех >>>
ТРЕНИНГИ В ТЕМУ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
Получайте свежие статьи и новости Синтона:
Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; EasyTpl has a deprecated constructor in /home/s/syntonesru/syntone-spb.ru/include/components/tpl/easytpl.php on line 2