Гуманистическое образование в реале
Джеймс и Джон Флэгерти, "Сиэтл Ньюс Джорнэл" 27мая 1971 года "Школа, о которой не говорят"Попытайтесь вообразить себе детей ввозрасте от пяти до двенадцати лет, разъезжающих на трехколесном велосипеде пошкольному залу, рисующих на стенах все, что захотят и как захотят, делающихвсе, что им вздумается и когда вздумается, непринужденно общающихся со своимипедагогами с использованием любых выражений, включая непечатные, и диктующихшколе учебную программу, методы преподавания и направление обучения по своемуусмотрению. И все это происходит в государственной школе в городеСиэтле! Вы думаете, что здесь преувеличение, что такого не может быть? Нет,это происходит в наше время в старом консервативном районе Сьюард-Парк, на средства,выделяемые Сиэтлским учебным округом. Альтернативная начальная школа - такое название носит экспериментальныйпроект, курируемый учебным округом. Он был начат в ноябре 1970 года, и егоисходным положением является утверждение, что обычные начальные школы слишкомстесняют свободу детей. Считается, что познавательный процесс у детей в школедолжен протекать в более естественной среде, а мотивация для познания должнаисходить от самого ребенка. Предполагается также, что ребенок любого возрастаспособен самостоятельно принимать решения и ему не следует в этом мешать. Это рай для детей. Здесь нет ни формального расписания, нивозрастных перегородок, ни деления по классам, ни общей программы. Фактически,если ребенок не захочет выучить азбуку, никто не будет принуждать его этосделать. В то время, когда мы находились в школе, формальной учебнойработы не велось. Дети слонялись без видимой цели по трем классным комнатам,где не было преподавателей. Судя по всему, ни в одном из классов занятий небыло. На первом этаже соседнего здания мы встретились с мистером Бернстайном,директором школы, и попросили некоторых разъяснений. Он подчеркнул, что здесьмы имеем дело с "совершенно новой концепцией образования, пионеромкоторой является А.С. Нейл из Спрингхиллской прогрессивной школы на востокеСША". Директор сказал, что непечатные выражения часто использовались длябольшей убедительности, когда он учился в колледже, и он не считает, что онимогут принести какой-нибудь вред во вверенной ему Альтернативной школе."С детьми надо разговаривать на понятном им языке", - заметил он. Мы спорили, каким образом дети, окончившие шестой классэтой школы, смогут поступать в обычные учебные заведения, если здесь нет ниучебных занятий, ни оценок. "Через шесть лет, -ответилБернстайн, - все школы будут, вероятно, такими, как эта, и проблема отпадетсама собой". Основные элементы философии Нейла:1. Взрослые не имеют права требовать повиновения отсвоих детей. Попытки заставить детей подчиняться имеют своей единственнойцелью удовлетворить присущую взрослым жажду власти. Непростительно навязыватьродительскую волю сыновьям и дочерям. Они должны быть свободны. Наилучшейситуацией для семьи следует считать полное равенство между родителями и детьми.Нельзя требовать от ребенка совершения тех или иных действий, пока он сам незахочет их выполнять. Учитель должен показать своим ученикам, что он стоитвровень с ними, но не выше их. 2. Не следует просить детей выполнять какую-либоработу, пока им не исполнится 18 лет. Родители не должны даже требовать от нихпомощи по дому или давать им мелкие поручения. Заставляя выполнять подобныепоручения, мы тем самым оскорбляем их, превращая в лакеев. 3. Не следует преподавать детям религию.Единственная причина существования религии в обществе заключается в стремлениидать исход фальшивому чувству вины по сексуальным проблемам, которое сама жерелигия и создала. Наши представления о Боге, небесах, преисподней и грехеоснованы на мифах. Будущее просвещенное поколение отвергает традиционнуюрелигию. 4. В соответствии с философией Нейла строгозапрещаются наказания всякого рода. Отец или мать, шлепающие ребенка, на самомделе ненавидят его, и их желание причинить ему боль проистекает изнеудовлетворенного сексуального чувства. В Саммерхилле один ученик разбилсемнадцать окон и не получил даже устного замечания. 5. Подростков следует воспитывать в том духе, чтобеспорядочность в половых связях не является моральной проблемой. ВСаммерхилле добрачная сексуальная жизнь не быласанкционирована лишь потому, что Нейл боялся возбудить негодованиеобщественности. Он и его сотрудники время от времени появлялись обнаженными,чтобы устранить в учениках чувство любопытства к вопросам пола. Онпредсказывал, что подростки завтрашнего дня будут жить более здоровой жизньюблагодаря снятию сексуальных запретов. 6. Детей не следует ограждать от порнографическихкниг и других материалов. Нейл указывал, что он готов приобрести самуюнепристойную литературу для любого из учеников, кто его об этом просит. По егомнению, это может удовлетворить их интерес, не несет ребенку вреда. 7. Родители не должны требовать, чтобы дети говорилиим "спасибо" и "пожалуйста". Более того, их не следует дажек этому поощрять. 8. Вознаграждение ребенка за хорошее поведениеунижает и деморализует его, представляя собой скрытую форму принуждения. 9. Нейл считает, что книги не играют значительнойроли в школе. Обучение должно заключаться преимущественно в работе с глиной,красками, инструментами и в различных видах драматического искусства. Познаниесамо по себе имеет некоторую ценность, но оно должно приходить как результатигры. 10. Даже если ребенок не успевает в школе, родителине должны вмешиваться в этот вопрос, поскольку он является сугубо его личнымделом. 11. Изложенная вкратце философия Нейла выглядитследующим образом: откажитесь от всякой власти над ребенком, дайте ему растибез всякого внешнего вмешательства, не наставляйте его, ничего ему ненавязывайте. С тех пор у нас было двадцать пятьлет для того, чтобы оценить результаты этого эксперимента. Что произошло с поколением, которое в наибольшей мереподвергалось этому влиянию? В конце 60-х годов они пришли квыводу, что Бог мертв, что аморальность стала новой моралью, что неуважение инепочтительность к старшим являются нормой поведения, что непопулярные законыможно не соблюдать, что насилие является дозволенным орудием достиженияперемен (так же как и те скандалы, которые они устраивали в детстве), чтовласть - это зло, что превыше всего удовольствие, что старшим не следуетдоверять, что прилежание и усердие вульгарны и что их страна не стоит нилояльности, ни уважения. Эта философия не только способствовала студенческойреволюции конца 60-х годов, она также нанесла тяжелый удар нашей школьнойсистеме и детям. Пока эта теория была популярной, в школах царила анархия ибесконтрольность на всех уровнях. Крошечные первоклассники терроризировалисвоих задерганных преподавателей так же систематически, как и неистовыестаршеклассники. Некоторые классы настолько прославились постоянныминарушениями порядка, что учителя попросту боялись преподавать в них. "Признания о потерянной юности""Идея обучения по принципувседозволенности показалась привлекательной моей матери, принадлежащей кбогеме, когда мне было четыре года. В Гринвич-Виллидж она отыскала маленькуючастную школу, владельцы которой разделяли ее взгляды, и была очень счастлива,пристроив меня туда. Знаю, что с ее стороны это был акт материнской любви, но,вероятно, это худшее, что она когда-либо для меня сделала. Эта школа - я будуназывать ее "Море и песок" - казалась привлекательной в глазах другихтаких же родителей, принадлежащих к высшим слоям среднего класса, которые стремились дать своим детям вырасти вне того постоянногогнета, которому подвергались в свое время они сами. "Море и песок" была школой, где ученики не зналини забот, ни трудностей. И это была как раз такая школа, какие по правувызывают наибольшие опасения у людей,-призывающих насвернуться к первоосновам. Здесь я обрела свободу - свободу не учиться. В школеработали пятнадцать женщин и один мужчина, преподававший "точныенауки". Они были вполне достойные люди, некоторые из них старые, другиемолодые и все, как один, преданные идее культивировать врожденные творческиеспособности, которые, по их убеждению, были в нас заложены. Огромное вниманиеуделялось художественному образованию, однако техника нам не преподавалась,поскольку любой вид организации мешает творчеству. В принципе на различные учебные предметы отводилось определенноеколичество часов, но мы имели право пропускать любой урок, который был нам непо душе. Фактически весь метод школы строился на том, что нам нельзя былодосаждать, нас нельзя было огорчать или заставлять соревноваться между собой.Ни контрольных работ, ни экзаменов не было. Если мне надоедало заниматьсяматематикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мыизучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одногогода мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили дваиндейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерилипричудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это былакультура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасныхдам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаемсредневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и неузнали, что такое средние века. Они остались для меня некой terra incognita. Я усвоила, что гунны перед сражением протыкали вены своимлошадям и выпивали кварту крови, но нам никто так и не рассказал, кто такиебыли гунны и зачем нам о них вообще нужно знать. А в год Древнего Египта, когдамы все строили пирамиды, я создала фреску длиной в десять метров, для которойприлежно скопировала иероглифы на лист коричневой бумаги. Но я так и неузнала, что они значат. Они были просто прелестны сами по себе. Мы посвящали массу времени творчеству, потому что нашименторы, неизлечимые оптимисты, говорили нам, что именно в нем заключаетсясчастье. Выучились читать мы только в третьем классе, поскольку считалось, чтослишком раннее чтение тормозит творческую спонтанность. Но одному нас обучиливесьма успешно - ненавидеть интеллектуальность и все, что с ней связано. Соответственнонас в течение девяти лет заставляли быть творческими личностями. И тем не менее школа "Море и песок" не сумеласделать из нас людей искусства. Чем мы действительно занимались, так этопостоянными размышлениями по поводу межличностных отношений, и поскольку мыполагали, что все учение сводится к этому, то соответственно были счастливы.Например, в десять лет были практически неграмотны, но зато могли заключить,что Раймонд "самовыражается", когда в середине того, что у нассчиталось уроком английского языка, он начинал отплясывать на парте. Мы говорили, что Нина - интроверт, потому что она вечностаралась забиться в дальний угол. Но когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У наспоявилось ощущение своей полной никчемности. Что уж говорить о наших родителях?После всех истраченных денег, после свободы и заботы, которой мы были окруженыв школе, у нас оказалось столько же шансов попасть в старшие классы, сколько уребят из самой бедной школы городских трущоб. И это действительно было так.Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабоподготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении. Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам.Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того какего в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы вНью-Йорке. Некоторые другие оказались в психиатрических лечебницах, гдепользовались полной свободой творчества во время курса трудовой терапии. Что касается меня, то когда я училась в старших классах,школьный психолог был встревожен недостатком у меня необходимого запаса знаний.Он предложил матери подвергнуть меня серии психологических тестов, чтобывыяснить, почему я не воспроизвожу информацию. Вся проблема, однако,заключалась в том, что мне было нечего воспроизводить. Большинство моиходноклассников по школе "Море и песок" испытывали те же трудности,вызванные серьезными пробелами в знаниях. Мои способности схватыватьпрочитанный материал находились на самом низком уровне, и в этом не было ничегоудивительного. Преподаватели часто интересовались, как мне удалось поступить встаршие классы. Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не толькосреднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж,потому что на полный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потомНью-Йоркский университет), испытывая к науке то неизменное отвращение, котороемне было привито в школе. Меня до сих пор поражает, что я получила степеньбакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавроместественных наук. Родители моих бывших одноклассников не могут понять, чтопроизошло. Они посылали в школу смышленых, любознательных детей и через девятьлет получили назад беспомощных подростков. Кто-то может сказать, что те изнас, кто оказались неудачниками стали бы ими при всех условиях, но когда выгод за годом наблюдаете у выпускников школы одни и те же отклонения вповедении, у вас есть основания для определенных и притом достаточно пугающихвыводов. А теперь я вижу, как мой двенадцатилетний брат, который, кстати,учится в традиционной школе, решает математические задачи из программыколледжа, и знаю, что он обогнал меня не только в математике. И я могу видетьмоего пятнадцатилетнего брата, который успешно учится в традиционной школе,потому что моя образумившаяся мама забрала его из "Моря и песка" ввосьмилетнем возрасте и он не стал таким, как я.Сейчас, проучившись семь лет, он делает отличные документальные фильмы дляпроекта, связанного с 200-летием США. Его обучение не свелось к игре впереселенцев в течение четырех с половиной месяцев и в индейцев в течение ещечетырех с половиной месяцев, чем, насколько я понимаю, они занимались напротяжении того года, что он провел в "Море и песке". И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключаетсяв том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, товтянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так непоступили". Мара Волынски, журнал "Ньюсуик" 30 августа 1976года |
Страницы: 1 Все
ТРЕНИНГИ В ТЕМУ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
Получайте свежие статьи и новости Синтона:
<<< Способы вознаграждения Тактика отношений с начальником >>>
Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; EasyTpl has a deprecated constructor in /home/s/syntonesru/syntone-spb.ru/include/components/tpl/easytpl.php on line 2