С.-Петербург +7(812) 642-5859 +7(812) 944-4080

Средства разрешения конфликтов


Конфликты всегдасуществовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая частьчеловеческих взаимоотношений. . Возможностьвозникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются напочве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разныхмнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностныхособенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества ипротивостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленныхстолкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. . Существуют ли какие-то возможности конструктивного иуспешного решения конфликта? . Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобывзглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена : в первуюочередь определить причину конфликта, а затем - применить соответствующуютехнику решения конфликтных проблем. Например, методтворческой визуализации может быть использован для анализа причин конфликта;метод мозгового штурма может быть полезен при поиске альтернатив; методавтоматической записи может быть использован для выяснения собственных реакцийна те или иные возможности; метод мысленного представления может помочьспросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора.Наконец, метод мысленного контроля или техника волевого мышления может бытьиспользована для выработки достаточной внутренней мотивации или контроля сцелью реализации новых решений. . Методами контроляконфликтной ситуации может овладеть каждый. Они помогут решить проблемупрактически любого типа: внутренний конфликт, с окружающими людьми. . С чего начать? . Процесс в целом начинается срассмотрения конфликтов и определения их. Затем необходимо рассмотреть причиныконфликтов и заострить внимание на источнике напряжения. Например, некоторыеконфликты вызваны обстоятельствами; некоторые связаны сособенностями вовлечения в них людей; другие могут быть обусловлены повторяющейсяформой поведения или отношения, которая может лечь в основу конфликтнойситуации. .Полезно иметь представление о некоторых общих причинах конфликтовмежду людьми, которые являются результатом недостаточного общения илинепонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях; неверных предположений вотношении чьих-либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям другихлюдей и т.д. . После обнаружения скрытых причин иисточников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путемпроходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным общением илиего отсутствием, очевидная реакция состоит в поиске путей налаживания общения.Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключатьсяв одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поискарешений, при которых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если жепомехой является собственные страхи и нерешительность, то решение заключается ввыработке методов преодоления этих препятствий на пути.

a). Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией .Присоответствующем опыте действия в конфликтных ситуаций потенциальные конфликтымогут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы в качествеисточника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задачасостоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен вовсех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознаванииконфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога. . Идеальным с этой точки зрения является рационально -интуитивный метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученымДжини Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание иинтуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этотподход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нуждвовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов, нужд. . В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников.Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавлениерождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей. .После подавления эмоций появляется возможность использоватьсоответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможныерешения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. .Итак, основной способприменения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит втом, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему илипотенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбираетсяподходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегическихмер контроля конфликтных ситуаций. Выбираемая стратегия будет зависеть от того,на какой стадии находится конфликт (потенциальный конфликт, развивающийсяконфликт, открытый конфликт) , от важности конкретногорешения, от оценки нужд и желаний других людей, а также от характера эмоций,проявляемых в конфликте. После выбора подходящего метода определяется наилучшийспособ его применения. . В нижеследующей схемеприведены вопросы и соответствующая стратегия, которые можно применить приразрешении конфликтной ситуации.

Вопрос

Стратегия

I. Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да, то: а). Каковы эти эмоции

1). Раздражение?

2). Недоверие?

3). Страх?

4). Другие эмоции

II. Каковы скрытые причины конфликта?

III. Вызван ли конфликт непониманием?

VI. Вызван ли конфликт тем обстоятельством

а).Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать решения (соглашения)

1). Техника охлаждения или рассеивания раздражения, такая. Как сочувственное выслушивание, предоставление выхода гнева, убеждения с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, вызывающего раздражение

2). Техника преодоления недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его.
Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его

Техника самоуспокоения и успокоения других людей

Рассмотрение реальных нужд и желаний

Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения.

Техника определения ответственной стороны и выработка соглашения о принятии ответственности

что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия?

V. Какой из стилей проведения был бы лучшим в данной конфликтной ситуации?

VI. Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта?

VII. Какого рода альтернативы и решения возможны?

Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего

Техника эффективного выражения своих нужд. Использование техники общения с особо трудными людьми

Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений. а). Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей б). Установление приоритетов среди разных возможностей

Далее рассмотримподробнее, как и когда применять каждую из этих стратегий. б). Принципиальныепереговоры .Нельзя забывать о таком механизмечеловеческого общения, как переговоры. . В наше время все чаще приходитсяприбегать к переговорам. Но стандартная переговорная стратегия пересталаудовлетворять людей. Они видят лишь две возможности ведения переговоров - бытьподталкиваемыми или жесткими. Мягкий по характеру человек желает избежатьличного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки.Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли.Он хочет победить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткуюреакцию, и портит свои отношения с другой стороной. .Существует ли альтернатива позиционному подходу? . В Гарвардском проекте попереговорам американскими учеными разработан метод переговоров, которыйпредназначен для эффективного и дружественного достижения разумного результата.Этот метод назван принципиальными переговорами или переговорами по существу. . Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе ихкачественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводутого, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагаетстремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, гдеинтересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основанкакими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Методпринципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существадела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участникамипереговоров. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременнопредохраняя от тех, кто мог воспользоваться честностью другой стороны. .Метод принципиальных переговоров может быть сведен кчетырем пунктам: . Первый пункт учитывает тот факт, что все люди обладаютэмоциями, поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует, преждечем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблемулюдей” и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участникипереговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок обок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует перваярекомендация:

Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров

Сделайте разграничениемежду участниками переговоров и предметом переговоров .Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекают изконцентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то время как цельпереговоров стоит в удовлетворении подспудных интересов. Второй базовый элементданного метода гласит:

Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях

. Третий пункткасается трудностей, возникающих при выработке оптимальных решений поддавлением. Попытки принять решение в присутствии другого сужает поле зренияпереговорщиков. Когда многое поставлено на карту, способность к созиданиюограничена. Отсюда вытекает третий базисный пункт:

Разработайте взаимовыгодные варианты

.Соглашение должноотображать какие-то справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждого изсторон (наличие каких-то справедливых критериев). Обсуждая такие критерии, обестороны могут надеяться на справедливое решение. Отсюда четвертый базисныйпункт:

Настаивайте наиспользование объективных критериев . Итак,принципиальный метод позволяет более эффективно достичь постепенного консенсусаотносительно совместного решения, без всяких потерь. А разграничение междуотношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другомпросто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этотметод менее зависим от человеческих отношений.

Страницы: 1 Все

Все статьи...

Получайте свежие статьи и новости Синтона:



<<< Цель программы обучения     Эволюция отношений в семье >>>

Наверх страницы

Наши Партнеры