С.-Петербург +7(812) 642-5859 +7(812) 985-4517

Нужно ли сдерживать эмоции? Случаи из практики психолога.

 

«Парадоксальная теория изменений» Арнольда Бейссера гласит: изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является.

Юлия Тамбовцева, ведущая тренинга "Мир эмоций: искусство быть счастливее". рассказывает случаи из практики о людях, которые когда-то решили, что сдерживать эмоции- лучший вариант.

 

Большинство наших эмоциональных привычек закладывается в детстве. Мы пробуем мир на вкус и получаем от него обратную связь в виде одобрения или порицания. И первыми вестниками «мира» являются наши родители. Они как русло реки направляют нас и учат плавать в водах эмоций. От того насколько родитель готов принять эмоциональность своего ребенка, зависит сможет ли ребенок плыть.

В кабинете подросток, Тане 16 лет. Ее привела мама, измученная неуспеваемостью дочери в школе. Начинаем разматывать клубок происходящего. Обнаруживаем, что в системе ценностей Тани установка – эмоции это слабость. Два года назад Таня приняла решение стать сильной. А сегодня передо мной сидит симпатичная девочка, с тусклым взглядом и тихим голосом. Ей ничего не интересно, и она не видит смысл жить… Таня понимает: отказываясь от эмоций, она отказалась от жизни.

Другой случай. Макс не может принять решение. Еще вчера он потерял работу, а сегодня на него свалилось несколько предложений и логика решения, какое предложение принять, не приносит облегчения. Казалось бы, порадуйся, ты можешь выбирать! Но он застрял в собственных рациональных выкладках. Мы начинаем совместную работу, эксперимент и проходим шаг за шагом каждый вариант решения, проживая с чувством, терпеливо и осмысленно.

Макс начинает понимать, чего хочет, внезапно обнаруживает, как проходит напряжение в шее. Он удивлен, ищет волшебную палочку в моих руках и наконец, признает, что это он сам совершил сейчас чудо, дав себе право чувствовать, пропуская через себя собственные страхи, сомнения, отчаяние… Волшебство чувств заключается в том, что они могут быть прожиты. Наши чувства конечны!

Лене 30 лет. Она проходит период отделения от мамы, переживает вину, гнев, страстно борясь за свою автономию. Она выстреливает укоры и выстраивает стену из обид, укрепляя ими собственный бастион. Ее стены периодически разрушаются под выученным: «так нельзя относиться к маме», «гневаться стыдно». И даже в пространстве кабинета, ей пока проще предположить, что она чувствует, чем выпустить накопившийся эмоциональный шар. Когда-то ее чувства не были значимы для родных. Чувствительный ребенок принял аксиому мифического социума: что есть хорошие и плохие чувства, за плохие надо наказывать и избегать. И сейчас ей приходится пересматривать мифы, учась чувствовать и говорить другому, что происходит с ней. Когда мы говорим о том, что с нами, мы даем другому шанс увидеть нас, понять. Это всего лишь шанс, но ведь в каждом из нас живут чувства, и в чем-то похожий опыт, который помогает понимать.

Каждый раз, принимая свои эмоции, мы становимся целостнее и потому сильнее. Внутренняя палитра эмоций расширяется, что дает возможность понимать, что мы чувствует. Мы обретаем свободу выбирать реакции и силу стать теми, кто мы есть.

Наши Партнеры